Контрольная деятельность органов местного самоуправления основывается на Федеральном законе от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) и утвержденном представительным органом положении.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) установлены особенности организации и осуществления муниципального контроля с 01.01.2025 лишь в части муниципального контроля в сфере благоустройства (п. 7(2)), порядка изменения категории риска объекта контроля (п. 8(1)), рассмотрения обращений контролируемых лиц (п. 8(2)), жалоб (п. 11(2)), проведения плановых КНМ (п.п. 11(3), 11(4)), внесения информации в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (п.п. 11(12), 11(13)).
Положения о видах контроля необходимо принимать в случае, когда на территории муниципального образования имеются объекты контроля, определенные в ст. 16 Федерального закона № 248-ФЗ (деятельность и действия граждан, организаций; результаты деятельности; производственные объекты).
К примеру, положение о муниципальном жилищном контроле надлежит принимать при наличии муниципального жилищного фонда. Необходимо правильно определять объект контроля. В рамках муниципального земельного контроля объектом контроля всегда являются производственные объекты – объекты земельных отношений (ст. 6 Земельного кодекса РФ).
Граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля (п. 1 ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 248-ФЗ).
Учитывая, что незарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей граждане также относятся к контролируемым лицам, в отношении них не допускается проведение мероприятий во взаимодействии, в том числе выдача предписаний (предостережений, уведомлений) без реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ.
При проведении контрольных мероприятий во взаимодействии с контролируемым лицом без согласования их проведения с органами прокуратуры должностное лицо органа контроля может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
С 01.01.2025 обязательным при осуществлении муниципального контроля является система оценки и управления рисками, в связи с чем все объекты контроля должны быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): 1) чрезвычайно высокий риск; 2) высокий риск; 3) значительный риск; 4) средний риск; 5) умеренный риск; 6) низкий риск.
Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.
Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска, в связи с чем органом муниципального контроля должны быть разработаны соответствующие критерии (ст.ст. 23, 24 Федерального закона № 248-ФЗ).
В случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Положением о виде контроля может быть предусмотрено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия, обязательные профилактические визиты в отношении определенных категорий риска не проводятся.
Для каждого вида контроля представительным органом муниципального образования должны быть утверждены индикаторы риска.
Приказом Минстроя России от 23.12.2021 № 990/пр утверждены типовые индикаторы риска, используемые при осуществлении муниципального жилищного контроля. Индикатор риска нарушения обязательных требований - соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Контрольным (надзорным) органом обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Одним из предметов муниципального контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами (п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 248-ФЗ).
Правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, определены Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 248- ФЗ на официальном сайте органа контроля должны размещаться перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является 3 предметом контроля, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции.
В целях обеспечения принципов открытости и определенности предмета контроля является целесообразным по аналогии с органами государственной власти утверждать перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, подлежащие оценке в рамках муниципального контроля.
При поступлении в орган контроля обращений, информации из органов власти они должны быть оценены, в первую очередь, на наличие в них сведений об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. То есть орган контроля должен оценить, входят ли содержащиеся в обращениях вопросы в предмет контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) указанный закон применяется лишь в случае, если иной порядок рассмотрения обращений не урегулирован другими законами.
Основной закон, регулирующий порядок рассмотрения сведений об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, – Федеральный закон № 248-ФЗ.
Таким образом, при установлении в обращении доводов, относящихся к предмету контроля, орган местного самоуправления должен действовать по следующей схеме:
1) Определить, каким способом поступило обращение. Сразу на основании Федерального закона № 248-ФЗ принимаются к рассмотрению обращения, поступившие непосредственно в орган контроля (с подтверждением личности), а также при подтверждении личности через портал Госуслуг. Если обращение поступило иным способом, должностное лицо органа контроля обязано установить личность заявителя, а также предупредить его о возможном несении расходов, если доводы обращения не подтвердятся (ч. 2 ст. 59 Федерального закона № 248-ФЗ). Тем самым, Федеральный закон № 248-ФЗ исключает возможность реализации полномочий по анонимным обращениям.
Если должностное лицо предприняло все меры по установлению личности, но установить ее не представилось возможным, обращение принимается к рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 59-ФЗ.
2) При принятии обращения к рассмотрению орган контроля обязан оценить достоверность содержащихся в нем сведений (ч. 3 ст. 59 Федерального закона № 248-ФЗ).
Способы оценки достоверности: - запрос сведений в органах власти, у самого гражданина; - запрос пояснений у контролируемого лица, предоставление которых не является обязательным (при этом запрос документов не допускается); - проведение КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований).
Обязанность совершать одновременно все вышеуказанные действия отсутствует, орган контроля самостоятельно определяет, каким образом проводится оценка достоверности.
3) После проведения мероприятий по оценке достоверности сведений, изложенных в обращении, орган контроля обязан принять одно из следующих решений: - о проведении КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом (при наличии достоверной информации, предусмотренной ст. 60 Федерального закона № 248-ФЗ), по согласованию с прокуратурой; - мотивированное представление о проведении КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом (при выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров), по согласованию с прокуратурой; - об объявлении предостережения (при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям); - при неподтверждении достоверности сведений, соответственно, отсутствии оснований для проведения КНМ направить заявителю ответ.
Проведение КНМ без взаимодействия. Орган контроля на основании задания (ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 248-ФЗ) уполномоченного лица вправе провести КНМ без взаимодействия (наблюдение за соблюдением обязательных требований (ст. 74 Федерального закона № 248-ФЗ), выездное обследование (ст. 75 Федерального закона № 248-ФЗ)).
Выездное обследование предполагает выезд на объект контроля, а также совершение контрольных (надзорных) действий, к примеру, в виде осмотра (ст. 76 Федерального закона № 248-ФЗ), проведения инструментального обследования (ст. 82 Федерального закона № 248-ФЗ). Является обязательным составление протоколов осмотра, инструментального обследования и иных документов по результатам совершения контрольных (надзорных) действий. При проведении перечисленных КНМ не допускается взаимодействие с контролируемыми лицами.
Взаимодействием является общение, телефонные переговоры, запрос документов и т.д. (ч. 1 ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ). В случае составления по результатам КНМ без взаимодействия акта орган контроля должен соблюсти требования ч. 2 ст. 88 Федерального закона № 248-ФЗ по его направлению контролируемому лицу.
Особое внимание следует уделять муниципальному контролю в сфере благоустройства. Органы муниципального контроля наделены полномочиями по выдаче предписаний по результатам проведения выездных обследований без взаимодействия с контролируемым лицом (п. 7(2) Постановления № 336).
Реализовать указанные полномочия возможно путем выдачи задания на проведение выездного обследования, которое является самостоятельным основанием для проведения КНМ без взаимодействия. Обязательно по результатам выездного обследования составляется акт, который направляется контролируемому лицу.
Привлечение контролируемого лица к административной ответственности в данном случае не допускается. Привлечь к административной ответственности можно только по результатам КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).
При этом выдача предписания при установлении нарушений в сфере благоустройства является обязательной, в противном случае не исполнившее обязанность должностное лицо органа контроля может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
С 01.03.2025 в рамках осуществления муниципального земельного контроля органы контроля могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране земель, в том числе выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (п. 4 с. 72 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 74 Федерального закона № 248-ФЗ).
В случае выявления в ходе проведения КНМ нарушения обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, КоАП РФ, законодательством субъекта Российской Федерации. При этом, ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, при наличии поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом. В случае выявления при проведении КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом нарушения обязательных требований к использованию и охране земель, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте КНМ указывается информация о таком правонарушении, копия указанного акта КНМ направляется в орган государственного земельного надзора.
Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, установлен постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2019 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Таким образом, выдача предписания в рамках муниципального земельного контроля возможна как при проведении КНМ во взаимодействии с контролируемым лицом, так и без взаимодействия с ним (при наблюдении), а направление акта КНМ в орган государственного земельного надзора для привлечения лица к административной ответственности и привлечение лица к административной ответственности, установленной законодательством субъекта Российской Федерации, лишь при проведении КНМ во взаимодействии.
Органы муниципального контроля в соответствии с п. 18 ст. 396 Налогового кодекса РФ обязаны направлять в управление ФНС России по месту нахождения земельного участка посредством электронной почты или с использованием электронных носителей с сопроводительным письмом по согласованию между уполномоченным органом и управлением ФНС России сведения о результатах КНМ, в рамках которых выявлены факты неиспользования или нецелевого использования земельного участка, для последующего применения налоговым органом повышенной ставки земельного налога (до 1,5%).
Порядок предоставления сведений, а также перечень документов, в соответствии с которыми формируются указанные сведения, конкретизирован приказом ФНС России от 04.09.2024 № ЕД-7-21/705@. Срок направления сведений - ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются такие сведения, либо по запросу налогового органа в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.
Ст. помощник прокурора г. Новоалтайска О.А. Моисеенко
07.05.2025г.